Модель взаимодействия педагогов СП в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
Специалист | Содержание работы | |
1 этап | 2 этап | |
Воспитатель | — наблюдения за детьми в процессе игры и взаимодействия друг с другом;— направление к специалистам ДОО;
— реализация индивидуального подхода по рекомендациям специалистов; — взаимодействие с родителями. |
— отслеживание особенностей ребенка, выявление проблемы;— информирование специалистов о возникшей проблеме;
— написание характеристик; |
РуководительСт.воспитатель | — организация ПМПк-налаживание сотрудничества с городской ПМПК | -координирование работы специалистов с детьми, нуждающимися в коррекции;-сбор циклограмм, планов работы специалистов, отчетов |
педагог-психолог,учитель-логопед | — мониторинг развития ребенка— изучение анамнеза
— коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков развития — консультативное сопровождение образовательного процесса |
— диагностика— составление индивидуальной карты развития
— написание характеристик — подгрупповые и индивидуальные занятия — консультации — тетрадь взаимосвязи |
Медицинские работники | — изучение анамнеза-консультации для педагогов и специалистов
— взаимодействие с родителями |
участие в ПМПк СП— консультации |
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре | — взаимодействие с педагогами и специалистами | — осуществление индивидуального подхода с учетом особенностей ребенка |
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов структурного подразделения
Директор ГБОУ, руководитель СП, старший воспитатель
Задачи: Соблюдение требований приёма и комплектования групп для детей с нарушениями речи. Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. Организация обмена опытом коррекционно- педагогической работы с другими детскими садами для детей с нарушениями речи. Пополнение библиотеки структурного подразделения специальной литературой, а групповые комнаты – учебными, дидактическими пособиями, специальным оборудованием. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическим процессе.
Учитель-логопед
Цель работы: Преодоление звукопроизношений в речи дошкольника
Задачи:
— Формировать полноценные произносительные навыки.
— Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
— Формировать лексико-грамматические средства языка.
— Развивать самостоятельную фразовую речь.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
— Формирование лексико-грамматических категорий
— Развитие фонетической стороны речи
— Развитие связной речи
План реализации лого коррекционных мероприятий.
Выработка правильного речевого дыхания
Дифференциация звуков
Постановка и автоматизация звуков
Обогащение словарного запаса
Развитие грамматического строя речи
Развитие связной речи
Развитие темпо-ритмической стороны речи
Развитие интонационной выразительности речи
Преодоление нарушений слоговой структуры слова
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза
Развитие слогового анализа и синтеза
Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики
Развитие зрительно-моторной координации и мимики мышц лица
Другие специалисты СП (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный работник, инструктор по физкультуре).
Задачи: Создание дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий воспитания и обучения, психолого-педагогической и речевой поддержки. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
Работа воспитателей с детьми с нарушением речи направлена на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи (различные дидактические, подвижные игры для развития речи). Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда, которого воспитанники посещают с родителями.
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей (или лиц, их заменяющих) предусматривает следующую работу:
— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
— помощь ребёнку в выполнении заданий, дидактического материала для занятий дома: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
-помощь родителям для организации занятий с ребёнком дома по закреплению изученного материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
— создание положительного эмоционального настроя на занятиях, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми педагоги опираются на методологические подходы коррегирующего обучения:
— нетрадиционное начало занятий (мотивация детей к деятельности);
— удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
-дифференцированный подход к организации взаимодействия детей в подгруппах;
— выслушивание ответа каждого;
— развитие речи в любых формах деятельности;
— учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
— обучение видению многовариативности выполнения задания;
— поддержка у детей ощущения успешности.
Результатом успешной коррекционной работы можно считать следующее:
— ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
— ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
— ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
Родители и педагоги включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с друг другом, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой СП.