Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивных условиях дошкольного учреждения
(из опыта работы с детьми, имеющих речевые нарушения и проблемы адаптации)
В настоящее время в работе с детьми с особенными возможностями развития всё чаще стали употреблять термин «инклюзия». Инклюзивное образование даёт возможность таким детям в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института дошкольной и школьной жизни. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Ребёнок, каким бы он ни был – прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Совместное воспитание детей с различными особенностями в психическом и физическом развитии по мнению современных отечественных и зарубежных учёных является наиболее оптимальной и гуманной тенденцией в теории и практике в коррекционной дошкольной педагогике. Для полноценного психологического развития и формирования личности ребёнка важен процесс общения с взрослыми и прежде всего со сверстниками, так как оно удовлетворяет потребности ребёнка в равноправных отношениях, взаимопонимании и сотрудничестве. У детей имеющих нарушения в общении со сверстниками, может отмечаться плохая адаптивность. Эти нарушения могут выражаться в том, что ребёнок не может адекватно общаться с детьми. Благополучные взаимоотношения со сверстниками создают у ребёнка чувство принадлежности к группе, уверенности в себе. Если таких взаимоотношений нет, ребёнок чувствует себя в коллективе неуютно.
Хочу представить вам опыт работы с детьми с нарушениями речи и проблемами адаптации, оказание им психолого-педагогической помощи в системе инклюзивного образования. В начале учебного года в логопедическую группу нашего детского сада был зачислен ребёнок с заиканием, которое сильно усиливалось в эмоциональном состоянии. Заикание осложнялось нарушением речи, затрудняющим и без того тяжёлое положение ребёнка. Наблюдалась неврологическая симптоматика, особенности развития эмоционально-волевой сферы. Наряду с речевыми нарушениями у Даниила было ослаблено соматическое здоровье. Семья переехала из другого города. Переезд в другой город, в новую квартиру, приход в другой детский сад, в новую группу, встреча с новыми детьми — явилась для ребёнка большим стрессом. Трудности адаптации в новом детском коллективе у заикающихся детей протекают особенно остро. При общении с незнакомыми лицами в новой обстановке происходит снижение речевой активности. Ребёнок с хорошо развитой речью легко и охотно вступает в общение со сверстниками, понятно излагает свои мысли и желания. Речь является одним из компонентов механизма адаптации в дошкольном возрасте, а уровень речевого развития является одним из критериев успешной адаптации. Заикающимся же детям сложно знакомиться, находить друзей, выражать мысль в момент коммуникативного акта. В таком состоянии у ребёнка значительно снижаются адаптивные возможности, и личностные деформации выступают наиболее ярко. У них неправильно строятся отношения с коллективом, увеличивается и без того высокая степень зависимости, которая и является одной из существенных черт заикающихся. Логопедическая группа в нашем детском саду не выделена и мальчик по возрасту был зачислен в старшую группу, а не в подготовительную, где находились остальные дети с нарушением речи. Постепенно ребёнок стал привыкать, подружился с детьми логопедической группы, стал достаточно активен ,весел, но я заметила, что в своей группе он ведёт себя иначе: не участвует в совместных играх, замкнут, молчалив. Это подтвердили и воспитатели. Побеседовав с родителями и ребёнком, я поняла, что детский коллектив его ещё не принял. Ребята смеялись над ним, дразнили его заикой, не желали с ним играть и дружить. Необходимо было срочно принимать эффективные меры и помочь ребёнку, у которого и без того была снижена самооценка. В этом мне помог мой опыт работы с такими детьми, когда я проводила психологический эксперимент «Выявление особенностей межличностных отношений детей в группе» и получила положительные результаты. Не подлежит сомнению то, что инклюзивная образовательная среда формируется не только одним логопедом, а целой командой педагогов и специалистов — коллективом, работающим в тесном сотрудничестве. Обсудив эту проблему со специалистами детского сада, мы решились на проведение подобного эксперимента, где центральной фигурой являлся бы наш Даниил. Для проведения эксперимента необходимо было выявить особенности межличностных отношений дошкольников в группе. Установить причины и психологическую природу трудностей во взаимоотношениях детей, наметить пути устранения выявленных трудностей в процессе практической коррекционно-воспитательной работы. К участию в эксперименте были привлечены все дети старшей группы. Обсудив различные способы педагогического взаимодействия между всеми специалистами, были поставлены следующие задачи: создание особой формы взаимоотношений между сверстниками; утверждение ребёнком своей роли в детском коллективе; создание единой психологически комфортной образовательной среды; преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе; развитие навыков владения собой в трудных ситуациях; охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья ребёнка. При обследовании детей, кроме общепринятых методик, нами использовались психологические методики. С учётом выявленных особенностей была построена коррекционно — воспитательная работа. Для решения указанных задач, была применена социометрическая методика Коломенского. С каждым ребёнком проводилась индивидуальная беседа с социативными вопросами. Ребёнок каждый раз должен был назвать имена трёх детей из группы и попытаться объяснить свой выбор. Кроме того в проведении эксперимента нами использовались материалы наблюдения за детьми в процессе той или иной деятельности, а также беседы с родителями. Далее проводили количественную обработку материалов эксперимента, полученные данные заносили в таблицы: в первой указывалось сколько раз выбирался тот или иной ребёнок; во второй таблице указывалось основание выбора ребёнка. Полученные данные оформлялись также в виде социограммы. Для этого, всех детей, участвовавших в эксперименте, по количеству и очерёдности выборов, разделили на 5 групп: 1- «звёзды» получившие наиболее большее количество выборов в группе; 2- «предпочитаемые» набравшие значительное количество выборов; 3- «принятые» получившие лишь отдельные выборы; 4- «непринятые» не получившие выборов; 5- «пренебрегаемые» указанные как нежелательные для совместных игр и действий. Девочки, в социограмме обозначенные треугольником указывались в левой части социограммы, а мальчики обозначенные кружком в правой части. Односторонние выборы обозначались прерывистой линией со стрелкой в сторону выбранного, взаимные выборы сплошной. Далее проводили качественный анализ результатов. Для этого сопоставляли данные наблюдений опросников и выясняли, правильно ли складываются взаимоотношения детей в группе. Выявляли причины трудностей и намечали пути их устранения в процессе коррекционнно — воспитательной работы, так, чтобы улучшить межличностные отношения в группе и упрочить положение в ней каждого дошкольника, особенно «непринятых» и «пренебрегаемых». Особое внимание уделяли на раскрытие положительных качеств «неблагополучных», куда и попал наш мальчик. Поощрялись и поддерживались стремления детей к взаимопомощи, их положительные эмоциональные проявления друг к другу. Приоритетом в проведении экспериментальной работы являлось самочувствие детей, особенно Даниила в группе сверстников. В преодолении страха через общение со сверстниками, помогало использование заданий связанных с творческими видами деятельности, особенно театрализованные игры, которые сублимировали негативные внутренние переживания ребёнка. С целью формирования навыков владения собой, детей знакомили со способами поведения в трудных ситуациях. Подбиралось столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребёнок. Для снятия эмоционального и физического напряжения, укрепления дружеских отношений детей использовались различные упражнения и игры. Игры подбирались таким образом, чтобы часть их выполняли со всеми детьми сидя рядом за одним столом, на коврике или в кругу держась за руки. Для повышения самооценки, с целью научить детей подчёркивать положительные качества и достоинства, свои и сверстников, проводились такие игры, как «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалялки», «Конкурс хвастунов» и др.. Выявлению коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками помогла методика «картинки» (авторы Е.О.Смирнова и Е.А.Калягина) – с изображением конфликтно – проблемных ситуаций, где ребёнок должен был рассказать, что он видит и найти выход из сложившийся ситуации. Активное участие в проведении эксперимента принимали родители группы, очень помогала мама Даниила, вот один из примеров: в день рождения сына, она пригласила в детский сад аниматоров и устроила яркий незабываемый праздник с играми, шарами, сюрпризами. Дети по своей инициативе подарили ему целый рюкзак игрушек, и пусть не все они были новые, но зато самые любимые и от всего сердца. Глаза ребёнка светились радостью! Такие мероприятия помогли мальчику войти в группу сверстников, а детям — принять его. В семье родителям предлагалось отрабатывать навыки работы с детьми, выполнять рекомендации специалистов, прежде всего учителя логопеда: упражнения для снятия мышечного напряжения, постановке диафрагмально — речевого выдоха и др. Просили отмечать их успехи для проявления уверенности в себе. Специалисты информировали и обсуждали с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Затем были составлены таблицы сравнения результатов, на начало и конец учебного года. Комплексный подход в работе дал положительные результаты. Из таблиц и социограмм было видно, что за год эксперимента положение детей заметно изменилось. Изменилось и положение Даниила в группе. Благодаря проведению эксперимента и коррекционно-воспитательной работе всеми специалистами сада ему удалось из группы «пренебрегаемых» подняться до уровня «предпочитаемых» и влиться в детский коллектив. На будущий год эксперимент будет продолжен. Я надеюсь, что Даниил сможет оказаться в группе «звёзд». Таким образом, можно сделать вывод: только целенаправленная и систематическая коррекционно-воспитательная работа в тесном сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса может обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка в коллективе. Литература
1. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста — М. 1974г. 2. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах — БГУ, 1976г. 3. Холмовская В.В. Нравственное воспитание дошкольников — М. Педагогика 1992г.