Ознакомимся с тем, как раскрывает эту тему известный психолог Абраменкова Вера Васильевна.
«…для детей наши предки охотно предоставляли игровое пространство и в дворянском доме, и в тесной крестьянской избе; а для летних игр в распоряжении ребятишек были и укромные уголки садов, и просторы деревенских околиц. При домостроевской строгости в воспитании детский игровой мир оберегался, взрослые не вторгались в него без особой надобности».
Считается, что при Петре I в Россию стали ввозиться миниатюрные предметы для забав, к примеру, детская посуда, а первая детская елка с игрушками была организована при дворе императора Павла. Сознание наших предков наделяло все маленькое атрибутами детства, придавая порой этим штучкам практический смысл. Известно, например, что торговцы на базарах Киевской Руси вместо денежной сдачи давали покупателям «монетки» — так назывались миниатюрные горшочки, миски и другая посуда. По сути, «монетки» были детскими игрушками.
В русской дворянской среде XVIII века считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства – это то, что нужно «пробежать» как можно скорее. Однако в позапрошлом XIX столетии в домашнем быту начинает проявляться уважение детского в ребенке. Как пишет известный культуролог Ю. М. Лотман, «постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть это хорошо».
Западная культура с самой глубокой своей древности исходила из представления об игре как «о несерьезном моделировании серьезной жизни» (Аристотель). Лишь в век Просвещения детские игры заметили, стали описывать, изучать и собирать.
В России с конца позапрошлого века начинается активное собирательство детских игр и фольклора, например, в 1887 году издается известная книга Е. А. Покровского «Детские игры, преимущественно русские», в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной, имевшая очень большую популярность и не утратившая своей уникальности до наших дней.
Интерес к игре и игрушке шел по нарастающей до конца 1860-х годов достиг своего апогея в 20-х – середине 30-х годов XX века. И главное – дети играли (разумеется не в ущерб семейным и общественным обязанностям), творчески осваивая многовековую традицию, играли круглый год, с утра и до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым трудностям.
Так, в русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Девочки пеленали своих куколок и сами шили для них одежду. Малышкам предстояло стать мамами и хозяйками дома, и игра готовила их к этой сложной и ответственной роли. Невесте в приданое полагался короб с куклами разной величины. И если молодая жена доставала сей короб и где-нибудь в уголке начинала перебирать яркие тряпицы, даже строгий свекор предупреждал: «Не трожьте молодую!». Ибо быть может понимал, что для вхождения в новую семью, определения своего места в ней, постижения сложных взаимоотношений брачно-семейной сферы молодой женщине требуется «наглядный материал» и игра.
Игрушка была неизменным атрибутом детской жизни. Как правило, дедушки и бабушки с удовольствием мастерили игрушки для внучат, занимались этим и целые артели. Известные на всю Россию артели игрушек имели своим началом Сергиев Посад, где в настоящее время находится долгие годы бывший единственным в мире музей игрушки. Примечательно то, с каким вниманием относились крестьяне к забавам детей. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали построек, не выбрасывали игрушки, а наивно наделяли их особой, почти магической силой.
Чему же служили игра и игрушки?
Игра и игрушки служили творческому освоению ребенком народных традиций, готовили к различным социальным ролям. Были источником радости, отдыха, забавы, праздника. Создавали условия для развития ребенка, а для взрослых оставляли возможность подлинного творчества.
Игра формирует душевные качества, развивает терпение, умственные способности. Некоторые игры и игрушки нами позабыты. Например, игрушка шаркунок – головоломка в виде деревянной погремушки – пирамидки. Есть свидетельства, что сам Чингисхан, в руки которого она попала забавлялся с ней часами. А вот игрушка меледа похожа на большую английскую булавку с надетыми кольцами, которые надо ухитриться снять. Воспоминание об этой замечательной игрушке осталось в старых пословицах: «От скуки хоть меледу в руки» (это когда совсем нечего делать или когда имелось ввиду что-то трудное), «Не меледа – пальцами не перебьешь».
Игра может служить для усмирения драчунов. Многие помнят об игре в бирюльки. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком. Идея игры состояла в том, чтобы играющие вытаскивали соломинки по одному, стараясь не рассыпать при этом всю кучу. В наше время бирюльки делаются не из недолговечной соломы, а из дерева. Кучу мелких предметиков, похожих на вытянутые катушки из-под ниток, чашечек, блюдечек, самоварчиков и пр., нужно разобрать так, чтобы и сама куча не рухнула и не пошевелились соседние бирюльки. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Так продолжается, пока не разберется вся куча или пока кто-то не наберет условленного количества бирюлек. С точки зрения психолога Абраменковой, игра имеет психотерапевтический эффект и может использоваться для выработки усидчивости и внимания. Кроме того, игрокам в бирюльки необходимо набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре – без этого ничего не получится. Что будет, если, к примеру, двум драчунам лет по семи-девяти в качестве наказания предложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо, им будет трудно (бурлят эмоции – «Он первый полез!», сжимаются кулаки – «Нет, он первый дрался!» и пр.), но постепенно игра потребует, чтобы конфликт и агрессия ушли, «разобрались» потихоньку, как маленькие бирюльки.
Что происходит с детской игрой сегодня? Вот что пишет по этому поводу Елена Владимировна Богина, специалист в области игровой терапии с детьми: «Современные дети не умеют играть. По результатам исследования российских психологов 40% детсадовцев вообще не понимают, что такое ролевая игра. Если 50 лет назад, по данным Эльконина, пятилетние дети в 99% случаев осваивали этот высший игровой уровень, то сегодня даже среди семилетних полноценно играть могут только 10%. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
Неумение играть происходит не только из-за засилья компьютерных игр. Главное то, что в современной культуре вновь получает распространение о детях, как о «взрослых в миниатюре».
Распространилась мода на раннее обучение детей, ребенок пяти лет уже должен читать как взрослый. Но роль игры не умаляется и в наше время. В процессе игры ребенок не создает общественно-значимый продукт, но он творит. «Здесь субъект предоставлен самому себе и главная его забота состоит в том, чтобы сотворить нечто вне самого себя».
Игра является исцеляющей, т. к. в ней ребенок обладает свободой творчества. Ребенок ищет в ней самого себя, удивляет сам себя, раскрывает саму самость. Игра лежит в основе любого вида психотерапии, однако игротерапия как разновидность арт-терапии предоставляет технические возможности для творческого самовыражения. Ролевые игры, живопись, лепка, рассказывание историй и т. д. позволяют обойти защитные интеллектуализации и погрузиться в мир переживаний и чувств.
Ценность игры состоит также в реализации и развитии творческих способностей.