«Ракета на старте»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для детей старшей группы

«РАКЕТА НА СТАРТЕ»

                                                                                        Подготовила: Жукова Л.А.

Цель — диагностировать возможность детей самостоятельно находить решение проблемы.

Задачи:

Развивать:

  • умение детей осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение выполнять задания без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить полученные ранее знания и действия в новые условия;
  • умение анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с вводными данными;
  • исследовательские умения;
  • креативное мышление — умение находить нестандартные решения и мыслить за рамками готовых шаблонов.

Закреплять:

  • навыки счета предметов;
  • умение соотносить число с количеством предметов;
  • навыки ориентировки по плану местности.

Формировать:

  • умение и навыки работы в команде;
  • умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других;
  • умение конструктивно воспринимать критику и признавать свои ошибки.

Воспитывать:

  • ответственность перед друзьями при выполнении своей части работы;
  • чувство товарищества (поддерживать команду во всех ситуациях, не дистанцироваться от командного решения даже в случае его неэффективности);
  • уважение и терпимость к мнению других членов команды.

Форма проведения — «занятие без воспитателя».

Материалы:

  • нарисованная ракета;
  • наборы цифр от 0 до 10;
  • пирамидка, схемы постройки пирамидки;
  • таблица кода;
  • раздаточный материал (планеты, звезды, месяцы);
  • кувшин с резиновым мячиком и знаками «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя»;
  • чашки с разным наполнителем (в двух-трех — сахарный песок, в других — соль, в трех-четырех — вода);
  • план группового помещения, игрушки с наклеенными на них цифрами;
  • нарисованные ворота с замком;
  • разрезные буквы;
  • бубен.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям «запустить ракету в космос», а для этого надо самостоятельно, без помощи взрослых выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание будут даваться какие-то элементы, которые и помогут запустить ракету. Воспитатель напоминает ребятам, что выполнить задания можно, только если действовать сообща и прислушиваться к мнению другого. Обращает внимание, что по ходу игры будут звучать звуковые сигналы, указывающие игрокам, что они идут в неправильном направлении и нужно искать другой путь решения задачи. (Звуковые сигналы необходимы, так как это дает возможность детям немного ориентироваться в вариантах решений и не топтаться на месте.)

Логика образовательной деятельности

п/пДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковОжидаемые результаты
1.Задание № 1 — «Кувшин с секретом». Предлагается кувшин с резиновым мячиком на дне. На кувшине знаки «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя». Чтобы достать мяч (а на нем закреплена цифра «1»), дети должны сообразить налить в кувшин воду, и мяч всплывет. Чашки с водой стоят на столе. Для возможности экспериментирования стоят чашки с разными наполнителями.  Дети выполняют заданиеДети знают и умеют проводить эксперимент
2.Задание № 2 — «Пирамида». Предлагается разобранная пирамидка, которую надо собрать по схеме, лежащей рядом. Собрав пирамидку, дети получают еще цифры «4» и «10».  Дети выполняют заданиеДети умеют пользоваться схемой
3.Задание № 3 — «План группы». На плане группы в определенных местах указаны номера игрушек, которых надо в эти места поставить. Игрушки с номерами стоят рядом на столе. После правильного выполнения задания игроки получают цифры «0» и «9».  Дети выполняют заданиеДети знают цифры от 0 до 9 и умеют соотносить количество с заданной цифрой
4.Задание № 4 — «Вход на космодром». Предполагается, что на «воротах в космодром» в пустые места ребята положат круги с нарисованными стрелками в том направлении, как указано на заборе рядом с воротами. Открыв ворота, ребята получают цифру «3».  Дети выполняют заданиеДети хорошо владеют ориентировкой в пространстве
5.Задание № 5 — «Код запуска». Предлагается таблица 3/3. В верхнем ряду изображения месяца, звезды, планеты. На столе лежат 5 месяцев, 8 звезд, 6 планет и цифры от 0 до 9. Предполагается, что дети сосчитают месяцы, звезды, планеты и выложат в таблице соответствующие числа «5», «8», «6». Это и есть код запуска.  Разгадав код, игроки получают цифры «5», «8» и «6».  Дети выполняют заданиеДети знают цифры от 0 до 9 и умеют соотносить количество с заданной цифрой
6.Задание № 6 — «К старту готова». Предлагаются разрезанные буквы двух цветов, из которых собираются слова: красным — «ракета», синим — «старт». После правильного выполнения задания игроки получают цифры «2» и «7». Если ребята соберут все цифры от 0 до 10, то они смогут обратным счетом «запустить ракету в космос».  Дети выполняют заданиеДети знают буквы и цифры и уверенно ими владеют

Литература

1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. — М., 1991.

2. Гарднер М. Hexaflexagons and Other Mathematical Diversions (русский перевод. Математические головоломки и развлечения). — М., 1999.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб., 2011.

4. Математическая энциклопедия. Коллектив под руководством И. М. Виноградова. — М., 1985.

5. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр. — М., 1985.

6. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. — М., 1982.

7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 2008.

Обсуждение закрыто.