Проект

 для детей старшего дошкольного возраста

 на тему

«Космическое путешествие»

                                                                                  Подготовила: Жукова Л.А., воспитатель

Паспорт проекта:

Вид проекта – долгосрочный.

Участники – дети старшей группы №5, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Форма представления – презентация.                  

Срок реализации проекта – январь 2020 г. – апрель 2020 г.

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность проекта: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о космосе? Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, охватывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Гипотеза: Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно формируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта: Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.

Задачи проекта:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта

 Подготовительный: анализ предметной среды группы;беседа с детьми и родителями;формулирование целей и задач проекта;подбор и изучение литературы по теме проекта.

Основной: создание в группе условий для реализации проекта;деятельность в соответствии с планом проекта;

Итоговый: презентация проекта.

Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе с взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.

План мероприятий по проекту:

№ п/пРазделыТема  мероприятияВзаимодействие с родителями
1Школа мудрого звездочетаНОД: Тема: «Зачем летают в космос?». Цель: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли. Тема: «Космические исследования». Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы. Тема: «Путешествие в космос». Цель: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи; закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Тема: «Покорители космоса». Цель: систематизировать знания детей о первых космонавтах. Тема: «Космические спасатели». Цель: углубить знания детей о работе космонавтов в открытом космосе. Тема: «Наша голубая планета». Цель: способствовать ознакомлению детей с научной версией образования материков, с условными обозначениями суши, воды на глобусе и картах, с названием материков. Тема: «Многоликая Луна». Цель: способствовать ознакомлению детей со спутником планеты Земля – Луной.Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
2КосмокинозалПросмотр электронных презентаций: «Планеты Солнечной системы», «Животные в космосе», «Освоение космоса». Просмотр фильмов: «Юрий Гагарин», «Первый полет», «Экскурсия по МКС», мультфильмы о Земле, Солнце, космических машинах, планетах Солнечной системы.Просмотр с родителями и детьми мультфильмов: «Тайна третьей планеты», «Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
3Читальный залЧтение с детьми произведений о космосе: П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп», И.Холи «Я тоже к звездам полечу», Г.Юрлин «Что внутри?», Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звездные сказки», К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе», Л.Талимонова «Сказки о созвездиях», Н.Носов «Незнайка на Луне».Чтение фантастической сказки У. Гордона «Звездочет и обезьянка Микки». Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах». Консультация «Расскажите детям о космосе.
4Поэтическая гостинаяЧтение поэтических произведений: «Копилка мудрых мыслей» — разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах. Чтение стихотворений современных поэтов.Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.
5Лаборатория космических опытовОпыты: «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения», «Шарики на ниточках», «Делаем облако», «Далеко-близко», «День и ночь» (с лучом света), «Далекое свечение», «Звездные кольца», «Дневные звезды», «Звездные часы», «Далеко ли до Луны?», «Голубое небо», «Вращение Луны»Эксперимент «Как образуются метеоритные кратеры». Моделирование Солнца и Земли.  
6Творческая космомастерскаяЛепка «Ракета», «Инопланетяне». Оригами «Космический шлем». Рисование «Загадочный космос», «Кометы» (техника граттаж), «Лунный пейзаж». Аппликация из яичной скорлупы «Планеты». Ручной труд «Летающая тарелка». Пластилинография «Планеты Солнечной системы». Создание книги «Этот загадочный космос»Конкурс совместных поделок «Удивительный космос». Подбор фотографий «Хочу все знать о космосе»
7Космический спортзалФизкультурно-оздоровительный досуг «Загадки Вселенной». Физминутка «Раз, два, стой ракета…»Совместное участие в досуге. Создание призов.
8Космическая игральдияДидактические игры: «Звездный путь», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Собери разные слова из задуманного слова «космос», «Найди лишнее», «Куда летят ракеты», «Подбери созвездие», «Что ближе, что дальше», «Подбери одежду для космонавта». Конструктивные игры: складывание созвездий из мозаики; из деревянного конструктора – «Космодром»; из лего – «Роботы»; из пластмассового – «Космический корабль». Конструирование планет из снега на прогулке. Игра-импровизация «Обитатели космоса». Сюжетно-ролевые: «Уроки звездочета», «Путешествие к неизвестной звезде». Подвижные игры: «Солнце-чемпион», «Невесомость», «Метеоритный дождь», «Лабиринт».Поиск информации на тему «Загадочные планеты». Создание фотоальбома или презентации. Папка-передвижка «Космос»-сборник идей для совместных игр с детьми дома. Помощь в изготовлении атрибутов для игр (элементы костюмов, бросовый материал)
9Музыкальная космогостинаяСлушание музыки: музыкальные произведения группы Зодиак, «Мы в космос улетаем на работу», «Я-Земля!», «На пыльных тропинках далеких планет», «И на Марсе будут яблони цвести», Земляне – Трава у дома.Совместное прослушивание песен о космосе.

Итоговое мероприятие совместное с родителями

«Космос в поэзии, музыке, живописи»

      Стена музыкального зала оформлена совместными творческими поделками детей и родителей: макеты планет, луноходов, спутников; рисунки; плакаты с изображением солнечной системы.

План проведения мероприятия:

  1. Чтение стихотворений: Тим Собакин «Напрасные мечты», Оксана Ахметова «В космосе так здорово!», Римма Алдонина «Млечный Путь», Галина Косова «Бабушкина Луна».
    1. Игровые упражнения «Навстречу звездам».
    1. Исполнение песни «Ракеты» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Серпина).
    1. Игра «Составь слово».
    1. Презентация «Моя первая книга о космосе».

 Используемая в работе с детьми литература:

Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига., Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки». Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М., Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс., Левитан Е, П. «Твоя Вселенная», Левитан Е.П. «Звёздные сказки», Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М., Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”, Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”, «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.), Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты», Талимонова Л. «Сказки о созвездиях».

Обсуждение закрыто.