Описание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей

Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса в СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о.Отрадный детский сад №17

            На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развитии в обучении и воспитании.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует от педагогов деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от воспитателя новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.             Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.

Важным компонентом в образовательном процессе детского сада является коррекционно – развивающее обучение и воспитание, позволяющее решать задачи современной эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная работа в структурном подразделении детский сад №17  и/или инклюзивное образование, направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Цель коррекционной работы детского сада – создание оптимальных психолого – педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Задачи коррекции

— своенравное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по педагогической, социальным  и другим вопросам.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной направленности, учитывает, особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:

— своевременность коррекции отклонений в развитии;

— учет общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;

— учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;

— обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей развития ребенка с нормой (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);

— проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии анализаторов, функций и систем ребенка с ОВЗ;

— осуществление комплексного (физиологический, психолого – педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ; осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учет психофизиологических особенностей ребенка с ОВЗ при подборе длительных мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий)

— конструирование содержания коррекционной работы и подбор темпа при выполнении ее заданий на основе непрерывности и преемственности дошкольного и школьного материала при соблюдении дидактических требований соответствия содержания возможностям детей;

— осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познания окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально – подгруппового обучения;

— осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);

— обеспечение преемственных связей между комбинированными дошкольными группами для детей с ОВЗ и школой;

– бытовой адаптации самореализации детей с ОВЗ.

К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Модель плана работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья в структурном подразделении

п/п

Мероприятие Сроки Ответственные
1. Создание банка данных детей с ОВЗ Сентябрь,

обновление по мере поступления таких детей

Воспитатели, Ст.воспитатель
2. Изучение состояния здоровья, возможностей  детей с ОВЗ по карте ИПР. сентябрь Воспитатели из групп№2,№3,№4, №5

Ст.воспитатель

Учителя-логопеды

3. Составление плана работы с детьми с ОВЗ сентябрь Ст воспитатель
4. Составление индивидуальных программ развития детей с ОВЗ сентябрь Председатель  и члены ПМПк
5.  Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ В течении года Педагог-психолог

Учителя –логопеды

 

6. Изучение личностных характеристик детей с ОВЗ Сентябрь, май Воспитатели, педагог-психолог
7. Изучение семей, в которых  воспитываются  дети   с ОВЗ Октябрь воспитатели
8. Работа по составленным индивидуальным программам развития В течении года Воспитатели, специалисты СП
9. Мониторинг май Воспитатели, специалисты СП

В настоящее время в нашем детском саду выявлены дети с нарушением в развитии речи — 38 воспитанников.

группа №2 ( старшая комбинированная группа)-  детей с ОНР    чел

группа №3 (подготовительная к школе комбинированная группа) -детей с ОНР    чел

группа №5 (средняя комбинированная группа-детей с ОНР    чел

С целью выявления и ранней диагностики отклонений в развитии детей, выбора дифференцированных педагогических условий, необходимых для организации коррекционно-развивающего процесса в СП создано ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

Одной из функций деятельности ПМПк является разработка и реализация программы индивидуальной коррекционной работы с ребёнком, который имеет индивидуальные особенности в развитии (на основе обследования и динамического наблюдения, проводимых с письменного согласия родителей (законных представителей) и по запросу родителей или педагогических работников), а для детей –инвалидов с учетом  ИПР.

При отсутствии адекватных условий в детском саду, наличии неясного диагноза и при отсутствии положительной динамики в развитии ребёнка, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в ПМПК (городскую психолого-медико-педагогическую консультацию).

Современный взгляд на проблему помощи детям с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья предполагает целостное «видение» организации психолого-медико-педагогической работы всеми специалистами, командного междисциплинарного взаимодействия.

Персональный состав специалистов ПМПк определяется приказом руководителя СП.

ПМПк работает как единая команда специалистов, коллегиально планирующих обследование, формулирующих коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми. Плановые консилиумы проводятся 4 раза в год.

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или родителей (законных представителей).

Целью ПМПк является обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Задачи:

— выявлять нарушения и резервные возможности детского развития;

— определять пути психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

— вырабатывать согласованные решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

— консультировать родителей (законных представителей) по выявленной проблеме детского развития.

 Задачи внепланового консилиума:

— изменять направление коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов:

  1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами.
  2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коллегиальной помощи.
  3. Направление ребенка на городскую ПМПК (ПМПК более высокого уровня).
  4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
  5. Реализация решений консилиума и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

В рамках ПМПк проходит психолого-медико-педагогического сопровождение ребенка, которое должно обеспечить наилучший прогноз преодоления недостатков в развитии, повлиять на эффективность педагогического процесса, на социализацию и интеграцию ребенка в детское общество.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение осуществляется специалистам и воспитателями комбинированных групп.Сопровождение включает комплексную диагностику, обеспечение эмоционального благополучия ребенка в детском саду, индивидуальное сопровождение воспитанников, информационную поддержку педагогов и родителей.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей и воспитателей и музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

 

Модель взаимодействия педагогов СП в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

Специалист Содержание работы
1 этап 2 этап
Воспитатель — наблюдения за детьми в процессе игры и взаимодействия друг с другом;

— направление к специалистам ДОО;

— реализация индивидуального подхода по рекомендациям специалистов;

— взаимодействие с родителями.

— отслеживание особенностей ребенка, выявление проблемы;

— информирование специалистов о возникшей проблеме;

— написание характеристик;

Руководитель

Ст.воспитатель

— организация ПМПк

-налаживание сотрудничества с городской ПМПК

-координирование работы специалистов с детьми, нуждающимися в коррекции;

-сбор циклограмм, планов работы специалистов, отчетов

педагог-психолог,

учитель-логопед

— мониторинг развития ребенка

— изучение анамнеза

— коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков развития

— консультативное сопровождение образовательного процесса

— диагностика

— составление индивидуальной карты развития

— написание характеристик

— подгрупповые и индивидуальные занятия

— консультации

— тетрадь взаимосвязи

Медицинские работники — изучение анамнеза

-консультации для педагогов и специалистов

— взаимодействие с родителями

участие в ПМПк СП

— консультации

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре — взаимодействие с педагогами и специалистами — осуществление индивидуального подхода с учетом особенностей ребенка

Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов структурного подразделения

Директор ГБОУ, руководитель СП, старший воспитатель

Задачи: Соблюдение требований приёма и комплектования групп для детей с нарушениями речи. Осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников. Организация обмена опытом коррекционно- педагогической работы с другими детскими садами для детей с нарушениями речи. Пополнение библиотеки структурного подразделения специальной литературой, а групповые комнаты – учебными, дидактическими пособиями, специальным оборудованием. Привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическим процессе.

Учитель-логопед

Цель работы: Преодоление звукопроизношений в речи дошкольника

Задачи:

— Формировать полноценные произносительные навыки.

— Развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

— Формировать лексико-грамматические средства языка.

— Развивать самостоятельную фразовую речь.

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

— Формирование лексико-грамматических категорий

— Развитие фонетической стороны речи

— Развитие связной речи

План реализации лого коррекционных мероприятий.

Выработка правильного речевого дыхания

Дифференциация звуков

Постановка и автоматизация звуков

Обогащение словарного запаса

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Развитие темпо-ритмической стороны речи

Развитие интонационной выразительности речи

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза

Развитие слогового анализа и синтеза

Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики

Развитие зрительно-моторной координации и мимики мышц лица

 

Другие специалисты СП (воспитатели, педагог-психолог,  музыкальный работник, инструктор по физкультуре).

 Задачи: Создание дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий воспитания и обучения, психолого-педагогической и речевой поддержки. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.

Работа воспитателей с детьми с нарушением речи направлена на развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи (различные дидактические, подвижные игры для развития речи). Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда, которого воспитанники посещают с родителями.

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей (или лиц, их заменяющих) предусматривает следующую работу:

— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

— помощь ребёнку в выполнении заданий, дидактического материала для занятий дома: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

-помощь родителям для организации занятий с ребёнком дома по закреплению изученного материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

— создание положительного эмоционального настроя на занятиях, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.

В работе с детьми педагоги опираются на методологические подходы коррегирующего обучения:

— нетрадиционное начало занятий (мотивация детей к деятельности);

— удержание взрослым паузы для «включения» мыслительных процессов детей;

-дифференцированный подход к организации взаимодействия  детей в подгруппах;

— выслушивание ответа каждого;

— развитие речи в любых формах деятельности;

— учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;

— обучение видению многовариативности выполнения задания;

— поддержка у детей ощущения успешности.

Результатом успешной коррекционной работы можно считать следующее:

— ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

— ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

— ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.

Родители и педагоги включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с друг другом, в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой СП.

Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

В процессе образовательной деятельности в структурном подразделении сочетаются индивидуальные и дифференцированные подходы в воспитании и развитии детей; это способствует тому, что все дети принимают участие в жизни коллектива. Для повышения эффективности коррекционно- педагогической работы с детьми имеющими нарушения в развитии в детском саду создаются специальные условия. Одним из условий является создание адекватной возможности ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка ( культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, игротека, музыкально-игровая среда) Другим условием для воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является внесение изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: индивидуальных и подгрупповых.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

При работе с детьми с ОВЗ предусматривается три типа непосредственной образовательной деятельности: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы специалистов  в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми.

Основная цель подгрупповой непосредственной образовательной деятельности  — воспитание навыков коллективной работы. Дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению специалистов в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой непосредственной образовательной деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность предусматривает усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.

Во время фронтальной непосредственной образовательной деятельности организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми проводится от 1 до 3 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и индивидуальных особенностей детей.

Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.

Фронтальная непосредственная образовательная деятельность осуществляется 2 раза в неделю.

Следующим условием организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием. В детском саду имеется некоторый дидактический материал: для детей с нарушением речи разнообразные пособия, дидактические материалы, игры для развития словаря, воспитания звуковой культуры речи, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, развитию фонематического слуха, развитию мелкой моторики руки. Имеется спортивный инвентарь, оборудование, пособия изготовленные руками педагогов. Для организации и проведения коррекционных мероприятий, в соответствии с возможностями детей с ОВЗ используются методы обучения – это наглядные, практические, словесные и отдельные методические приемы. В детском саду созданы условия для реализации основной общеобразовательной программы

Специальные условия по профилактике и преодоления трудностей в воспитании и обучении детей с нарушением речи

  1. Каждому педагогу необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов и индивидуальной программой развития такого воспитанника, и четко следовать рекомендациям.
  2. Педагогам важно научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свою речь, как повод для одиночества и формирования комплексов. Ровесник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали относиться к ребенку с речевым нарушением как равному, только нуждающемуся в помощи.
  3. При проведении образовательной деятельности, рабочее место ребенка располагается в центре группы, за первым-вторым столом.
  4. В связи с тем, что темп работы детей с речевыми нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий.
  5. Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы ребенок мог осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить с ответом, дать 1-2 минуты на обдумывание.
  6. При знакомстве с новым объектом следует давать больше времени для зрительного восприятия, осмысления, повторного рассматривания.

Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса для детей с ОВЗ

Парциальные программы:

Н.В. Нищева  «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

Использование педагогических технологий

  • Интерактивные технологии в работе с дошкольниками (И.В. Руденко, О.Б. Макарова, А.Ш. Мингалеева, О.В. Скворцова).
  • Здоровьесберегающие технологии (М.Л. Лазарев, М.А. Рунова, О.В. Козырева и другие).
  • Педагогическая технология художественно – творческого развития (Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, М.Б. Заценина).
  • Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению
  • Агапова И.А., М.А. Давыдова Веселая психогимнастика или как научить ребенка управлять самим собой.
  • Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду.
  • Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия детей старшего дошкольного возраста.
  • Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ
  • Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
  • Бардиер Г. и др. Я хочу!
  • Безруких М. и др. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия
  • Безруких М. и др. Как подготовить ребенка к школе
  • Венгер А. и др. Готовность детей к школе – диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов
  • Голубина Чему научит клеточка
  • Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.
  • Жиль Р. Методика исследования межличностных отношений детей
  • Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Формирование психофункциональной готовности детей к обучению в школе
  • Жданова Л.А., Нежкина Н.Н. Система медико-психолого-педагогического сопровождения детей при адаптации к дошкольному учреждению
  • Забрамная С. От диагностики к развитию
  • Игровые технологии как условие формирования личности ребенка
  • Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.
  • Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. — М.: Генезис
  • Люшер М. Цветовой тест
  • Марцинковская Т. Диагностика психического развития детей
  • Минаева В. Развитие эмоций дошкольников
  • Немов Р. Психология. Основы психологического консультирования

Методические пособия:

  • «Неизведанное рядом» — О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова Т.Ц. «Сфера».
  • «Мир вокруг нас» — Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова ДИС «АВТОВАЗ».
  • «Рождение маленького гражданина» — О.В. Дыбина, Р.Е. Шнайдер ДИС «АВТОВАЗ».
  • «Сюжетно – ролевая ритмическая гимнастика» Н.А. Фомина. Министерство образования РФ.
  • Пособие «Методика экспресс-диагностика в детском саду» Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.
  • Пособие «Программа психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью»
  • Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодествия.
  • Рогов Е. Настольная книга практического психолога в образовании
  • Розенцвейг С. Фрустрационный тест рисуночных ассоциаций
  • Рузина М др. Страна пальчиковых игр
  • Семаго Н др. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения
  • Семаго Н. др. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога
  • Старадубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения.
  • Сакович Н.А. Практика сказкотерапии
  • Экслайн В. Игровая терапия.

 

Обсуждение закрыто.